Модель выпускника 4 класса
Русский язык
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами,
графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать
многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из
двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме
предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные
слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью
суффиксов, глаголы с помощью приставок; – писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить
текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему
текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и
иную тему.
Литературное чтение
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя,
постановка вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,
самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста; – писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере
письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно
относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты
характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его
произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести
по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Математика
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
– использовать при решении различных задач название и последоательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого
числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в
этом ряду);
– объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
– использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
– использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
– рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
– объяснять соотношение между разрядами;
– использовать при решении различных задач и обосновании своих
действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом
классе;
– использовать при решении различных задач и обосновании своих
действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в
записи числа;
– использовать при решении различных задач и обосновании своих
действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
– использовать при решении различных задач знание о единицах
измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении
между ними;
– использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы,
работа);
– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности
вычислений;
– выполнять умножение и деление с 1 000;
– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между
группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу
и в противоположном направлении; – решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие
записи и другие модели);
– осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых
выражений, содержащих до 3–4 действий (со скобками и без них), на
основе знания правила о порядке выполнения действий и знания
свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам,
включая анализ и проверку своих действий;
– прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение
(сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов
действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются
переменными;
– осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
– использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при
решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b; a ∙ x = b; a : x = b;
x : a = b;
– уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения,
вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одного из компонентов;
– вычислять объём параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
– строить окружность по заданному радиусу;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины,
стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат),
угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его
элементы (вершины, рёбра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
– находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (повышенный)
Учащиеся должны уметь:
– использовать при решении различных задач и обосновании своих
действий знание о названии и последовательности чисел в пределах
1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны уметь:
– выполнять прикидку результатов арифметических действий при
решении практических и предметных задач;
– осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых
выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на
основе знания правила о порядке выполнения действий и знания
свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам,
включая анализ и проверку своих действий;29
– находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую
часть одно число составляет от другого;
– иметь представление о решении задач на части;
– понимать и объяснять решение задач, связанных с движением
двух объектов: вдогонку и с отставанием;
– читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
– распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их
положения на плоскости;
– распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида,
конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
– находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых
задач;
– решать уравнения, в которых зависимость между компонентами
и результатом действия необходимо применить несколько раз:
а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
– читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
– решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
– находить вероятности простейших случайных событий;
– находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Окружающий мир
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
– объяснять роль основных органов и систем органов в организме
человека;
– применять знания о своём организме в жизни (для составления
режима дня, правил поведения и т.д.);
– называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
– объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
– объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
– находить противоречия между природой и хозяйством человека,
предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
– оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
– доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
– по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции
(переживания), какие у них черты характера;
– отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
– объяснять различия между людьми современного человечества:
отличать граждан разных государств; национальность человека от
его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
– объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
– замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам
человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать
для исправления видимых нарушений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий